Ваш город: Москва

Нарисуем – будем пить

Сегодня мы редко задумываемся о том, какое значение имеет в нашей жизни вино. Но так было не всегда. В былые эпохи в том, что у вина божественное происхождение, а процесс его распития едва ли не магический ритуал, не было никакого сомнения. Иначе как бы попало оно на полотна великих мастеров.

Сюжетов и легенд, в которых вино становится главным действующим персонажем или катализатором драматических событий, в мировой культуре более чем достаточно. Начиная от древнегреческой мифологии, библейских сюжетов и заканчивая «низкими» жанрами – народными анекдотами и курьезами. Вполне естественно, что мастера-живописцы вдохновлялись этими сюжетами и представляли полотна, на которых именно вино завязывает драматическую линию – это касается масштабных исторических событий, иллюстраций литературных произведений или картин повседневной жизни. Благодаря бокалу вина полотно Рембрандта «Автопортрет с Саскией на коленях» приобретает особый эмоциональный накал, который оказывается едва ли не главным штрихом в создании единого образа. Вино в данном случае – неизменный атрибут веселья, радостного светского общения. Момент явно незаурядный – представитель золотого века голландской живописи запечатлел себя с бокалом, на праздничном столе красуется пирог с павлином, все герои шедевра повернулись к зрителям, словно приглашая их разделить веселое застолье.

Пробуждение лукавых помыслов, приглашение к игре с неким сексуальным подтекстом, погружение в сладкий сон опьянения, состояние измененного сознания – все эти ассоциации живо возникают, когда мы смотрим на картину Рубенса «Два сатира». Один из персонажей с хитрым взглядом искусителя держит в руках виноградную лозу, другой уже пьет вино. Живой, волнующе-яркий стиль художественного изображения вовлекает зрителя в почти азартную игру.

Но вино может сопровождать и картины другого характера. У известного голландского художника Яна Вермеера, автора знаменитой картины «Девушка с жемчужной сережкой», есть произведение в стиле камерной живописи - «Бокал вина». Здесь вино – символ соблазнения. На картине изображены девушка и молодой человек. Именно девушка пьет вино, тогда как мужчина только подливает.

Конечно, не стоит забывать и шедевры, которые воспевают процесс сбора винограда. Время сбора урожая на картинах всегда сопровождается экстатическим настроением, радостью единения человека с природой. Самый яркий и известный пример – полотно представителя русской академической школы Карла Павловича Брюллова «Итальянский полдень». У мастера есть еще одна картина с подобным сюжетом – «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». Пышнотелые жизнелюбивые итальянки, собирающие сочные гроздья, напитанные энергией жизни и солнца… Все это говорит о некой полноте жизни, которая немыслима без божественного напитка. Схожее настроение прослеживается и на картинах импрессионистов. Простой бытовой сюжет на картине «Завтрак лодочников» загорается оптимистическим настроением, светлой и приятной праздностью благодаря смысловому центру картины – небрежно, но изысканно накрытому столу, не последнюю композиционную роль в изображении которого играют несколько бутылок вина. Сюжеты картин Ренуара очень часто посвящены жизни аристократического французского общества. Стоит ли говорить, что вино – один из его символов и по сей день.

В шедеврах русских импрессионистов вино занимает не менее важное место. Игра света и тени, насыщенные яркие оттенки тоже становятся своеобразным гимном жизнелюбия. Знаменитые натюрморты Коровина, «убери» из них вино, кажется, лишатся не просто чего-то важного, а просто померкнут. Розы с полотна «Вино и розы» без графина с красным вином потеряют свою мощь и жизненную силу, а картина «Розы, фрукты и вино» без открытой бутылки вина и наполовину наполненного бокала перестанет быть шедевром и превратится в сюжет для кухонных фотообоев.

Если посмотреть на историю живописи, сложно найти период, в котором бы художники не отдавали должное вину. Это, действительно, вечный сюжет. Более того, у современных мастеров есть даже целые периоды творчества, посвященные этому алкогольному напитку. Например, таковым считается ранний, «цветной» период творчества Пикассо. Да и в дальнейшем бокал вина входил в число любимых предметов гения. Как не вспомнить аргентинского художника Фабиана Переза, воспевающего в каждой картине две главные страсти своего народа – танго и вино. Невозможно передать словами степень эмоционального накала его картин - любовь, страсть и вино смешиваются в сногсшибательный коктейль. Более того, в числе современных живописцев есть мастера, которые не просто включают вино в сюжет своих картин, а возводят бутылки вина в ранг главных героев. Это, прежде всего, англичанин Реймонд Кэмпбелл, который всю жизнь пишет только вино в стиле и технике малых голландцев. Это и американский гиперреалист Эрик Кристенсен, рисующий не абстрактные, а вполне конкретные вина – калифорнийские Каберне совиньон и Мерло, совершенно определённого производителя. Глядя на его картины, окончательно убеждаешься в том, что хорошее вино родом не из гастрономии, а, как и живопись, из области высокого искусства.

Источник:
издание TIPPLE