Ваш город: Москва

Коллекция шедевров на бутылках Château Mouton-Rothschild

В 1924 году владелец Шато Мутон-Ротшильд (Château Mouton-Rothschild) барон Филипп де Ротшильд поручил Жану Карлю создать этикетку для бутылки вина. Этот поступок не только изменил многолетнюю традицию изображения фасада здания на этикетке, но и положил начало развитию одной из самых удивительных коллекций изобразительного искусства, когда-либо созданных в мире.

К слову сказать, барон Филипп имел славу неутомимого человека, достойного своей семьи, представители которой в разное время участвовали в финансировании битвы при Ватерлоо, принимали участие в подписании документа о строительстве Суэцкого канала, финансировали калифорнийскую Золотую лихорадку и привезли Русский балет Дягилева в Париж. Сам же Филипп не имел славу бизнесмена, до безумия любил жизнь и ненавидел саму мысль о том, что банкиры когда-либо станут прятать бутылки Мутона в подвалы, рассчитывая в дальнейшем получить с них прибыль. Тем не менее, самым главным достижением барона Филиппа де Ротшильда стало внесение Шато Мутон-Ротшильд в первую категорию классификации вин Бордо, что сделало это вино одним из самых желаемых для коллекционеров всего мира.

Одной из причин невероятного интереса ценителей вин к произведениям Шато Мутон-Ротшильд являются, безусловно, этикетки бутылок, в создании которых, начиная с 1924 года, принимали участие признанные мэтры искусства.

В 1945 году, дабы ознаменовать окончание Второй мировой войны, Филипп де Ротшильд вернулся к идее привлечения современных художников для создания этикеток бутылок. В течение нескольких лет имение было оккупировано немцами, и, возвратив шато в лоно семьи, барон де Ротшильд почувствовал необходимость обозначить это событие по-особому. Автором этикетки стал француз Филипп Жюллиан, который изобразил заглавную букву “V” в знак победы в войне. Продажа этого вина стала одной из самых крупных в истории винных аукционов – магнум Château Mouton-Rothschild 1945 года был приобретен неизвестным покупателем в 1997 году за $114 614.

На этикетке Château Mouton-Rothschild 1958 года изображен очаровательный барашек, который как будто нарисован рукой ребенка. Автором этого рисунка стал не кто иной, как мастер сюрреализма Сальвадор Дали, без участия которого коллекция винодельни была бы не полной.

Сезар Бальдаччини – французский скульптор и один из самых экстравагантных людей своего времени, посоперничать с которым мог бы только Сальвадор Дали. Известность мастеру принесли произведения из металлолома, которые создавались при помощи сварочного аппарата. Именно этот человек и стал автором этикетки Château Mouton-Rothschild 1967 года. В своем творении Сезар себе не изменяет: изображение создано из продуктов деятельности человека - зажимов для бумаги, гаек и болтов.

Яркой, жизнерадостной, наполненной детской невинностью и любовью получилась этикетка для миллезима 1970 года. Автором стал один из величайших авангардистов XX века Марк Захарович Шагал, который изобразил дрозда, клюющего виноград и мать, заботливо кормящую своего ребенка сочными плодами виноградных лоз.

Пусть 1973 год и не стал лучшим годом для создания великих вин в Бордо, для Шато Мутон-Ротшильд он стал поистине эпохальным: в этом году винодельня вошла в состав первых гран крю Бордо. Этикетку для значимого миллезима создал Пабло Пикассо, и, кто знает, возможно, эта работа стала одной из последних в жизни гения.

1989 год ознаменовался в мире одним из самых значительных событий – падением пресловутой Берлинской стены. Именно это и символизируют два перевернутых барана («mouton» - фр. «баран») на этикетке бутылки, в которых немецкий живописец Георг Базелиц объединил эмблему винодельни и историческое событие, повлиявшее на судьбу нескольких стран мира.

С этикеткой, созданной в 1993 году, связан скандал, по причине которого продажа миллезима была запрещена в США. Законодатели страны охарактеризовали содержание рисунка как слишком откровенное, в результате чего баронессе Филиппин де Ротшильд пришлось заменить этикетку на…пустоту.

«Американская ассоциация запретила продажу бутылки с рисунком Бальтюса, поэтому нам пришлось переделать этикетку, дабы позволить вину попасть на рынок США. По этой причине было принято решение не размещать ничего вообще. Никто не может заменить работу Бальтюса. Это или Бальтюс или ничего. В результате охота американских коллекционеров за миллезимом с оригинальной этикеткой приобрела впечатляющие масштабы», - рассказала баронесса Филиппин де Ротшильд.

Под этикеткой бутылки миллезима 2002 года написано слово - «ОКНО», которое символизирует отверстие, изображенное в центре рисунка. За «окном» находится радостная неизвестность, границы которой обрамлены множеством птичьих крыльев. Эта аллегория передает волшебство, создаваемое великим вином. Автор произведения – Илья Кабаков – признанный советский и американский художник, удостоенный премии императора Японии и ордена Дружбы. Он также стал автором самых дорогих из когда-либо проданных произведений современного российского искусства.

В 2004 году Франция и Англия отмечали 100 лет со дня подписания соглашения, которое подвело черту под длительными колониальными спорами между странами. В связи с этой датой баронесса Филиппин де Ротшильд обратилась к прямому наследнику короля Эдварда VII Его Высочеству принцу Уэльскому Чарльзу, который является талантливым художником, с предложением предоставить одну из своих акварелей для оформления этикетки винтажа 2004 года. На зарисовке изображен пейзаж французской провинции, а также нанесена надпись о дате принцем собственноручно.

Внук отца психоанализа, неповторимый сюрреалист и один из лучших портретистов в мире, Люсьен Фрейд попрал вековые традиции изображения лиц королевской семьи, когда написал портрет королевы Елизаветы II, за который одни хотели посадить автора в темницу, а другие назвали величайшим гением. Сам Люсьен Фрейд говорил, что «рисует людей не как они есть, а какими они могли бы быть». В результате одна из его картин была продана в 2008 на аукционе «Кристи» за рекордные $33 641 000. Купленная Романом Абрамовичем картина «Социальный смотритель спит» стала самой дорогой картиной живущего автора, когда-либо выставлявшейся на аукционе.

В 2006 году Люсьен Фрейд выполнил этикетку и для Шато Мутон-Ротшильд. Казалось бы, как могут пальма и зебра быть связаны с великим вином? Однако талантливый сюрреалист именно так выразил свои ощущения, возникающие при дегустации роскошного напитка. Ежеминутно растущее растение символизирует развитие наслаждения вином, что превращает ценителя в счастливую беззаботную зебру.

Непонятные, сюрреалистичные, прогрессивные и поистине шедевральные этикетки бутылок Château Mouton-Rothschild являются настоящей хронологией развития современного искусства XX века. Без сомнения, каждая из них достойна руки своего мастера.


Источники:
www.chateau-mouton-rothschild.com
www.wikipedia.org
www.bloomberg.com
www.socialmiami.com